25 | 09 | 2018

Как заработать на бесплатном дистанционном образовании

Основатель образовательного стартапа «Универсариум» Дмитрий Гужеля гордится, что нашел способ сделать дистанционное образование доступным самой широкой ауди­тории. Онлайн-курсы на портале может бесплатно просмотреть любой желающий — их производство и обслуживание, по мысли Гужели, должны финансировать учебные заведения, желающие привлечь качественных абитуриентов, и корпорации, стремящиеся популяризировать важную для них область знания. Правда, пока проект развивается преимущественно на бюджетные деньги, и не исключено, что без них перспектив у «Универсариума» нет.

Из министерства — в стартап

Гужеля занимается дистанционным образованием уже 15 лет. Еще в 2000 году он стал главным координатором программы создания региональных центров интернет-образования под эгидой Федерации интернет-образования, финансируемой акционерами НК «ЮКОС». В 2007 году, после того как нефтяную компанию признали банкротом, Гужеля вместе с коллегой Юлией Петровой создал консалтинговую фирму «Современные образовательные концепции» (СОК, ее учредителями сейчас выступают пополам Юлия Петрова и Марина Садыки), которая занимается оценкой и мониторингом образовательных проектов на федеральном уровне. В 2011–2012 годах Гужеля был замдиректора департамента федеральных целевых программ Минобрнауки, а затем — проректором в Северо-Кавказском федеральном университете.

Побывав по обе стороны образовательных баррикад, Гужеля решил, что сможет стать тем посредником, который позволит вузам превратиться в современные электронные университеты, а широкой ауди­тории — учиться у лучших российских преподавателей, сидя на диване. «Россия проигрывает в развитии дистанционного образования западным странам, и без собственных технологий в этой области наше образование становится все менее конкурентоспособным», — объясняет он в интервью РБК. Свой проект Гужеля назвал «Универсариум».

В марте 2013 года он как частное лицо зарегистрировал доменное имя для «Универсариума». Для ведения операционной деятельности в мае была создана фирма «Курсариум», соучредителями которой выступили Юлия Петрова (60%), СОК (20%) и Майя Истомина (20%). В декабре того же года проект получил поддержку Агентства стратегических инициатив. В январе 2014 года сайт был открыт для широкой публики. Тогда на платформе было всего три курса. Сегодня на «Универсариуме» доступно около 70 курсов, в работе еще 30. За время работы проект, по словам Гужели, записал лекции с более чем 400 преподавателями из более чем 35 вузов. В «Универсариуме» зарегистрированы около 355 тыс. слушателей; в марте 2015 года, по данным SimilarWeb, сайт проекта посетили 560 тыс. уникальных пользователей.

Рупор вузов и корпораций

Гужеля говорит, что в разработку сайта и создание первых курсов создатели «Универсариума» инвестировали 15 млн руб. собственных средств. И что «Универсариум» вышел на окупаемость уже в августе 2014 года — на восьмой месяц работы, а за прошлый год заработал около 100 млн руб. Основным источником дохода, по его словам, является плата вузов и корпораций за создание онлайн-курсов.

В 2014 году «Универсариум» создал курс «Введение в нанотехнологии» по заказу «Роснано» и онлайн-лекции «Инвестиции в будущее» для Сбербанка России. В компаниях факт сотрудничества с «Универсариумом» подтвердили, но отказались говорить о деньгах. «Сотрудничество с «Универсариумом» решает важную задачу популяризации нанотехнологий, которые до сих пор остаются для многих загадкой», — сообщила РБК Елена Соболева, директор образовательных проектов и программ Фонда инфраструктурных и образовательных программ «Роснано». В пресс-службе Сбербанка отметили, что сотрудничество с «Универсариумом» проходило по программе повышения финансовой грамотности населения. Один из учредителей «Курсариума» Петрова сказала РБК, что компания рассчитывает на крупных корпоративных клиентов, которые готовы заказывать профилирующие курсы для своих сотрудников.

Но пока корпорации не основные заказчики: три четверти партнерских курсов «Универсариум» создает с вузами, говорит Гужеля. Например, восемь курсов на «Универсариуме» сделаны с Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова, семь — с Российским экономическим университетом имени Г. В. Плеханова, пять — с Дальневосточным федеральным университетом, три — с Тульским государственным педагогическим университетом, по два — с Балтийским федеральным университетом и Московским авиационным институтом. Почти во всех этих вузах РБК подтвердили сотрудничество с «Универсариумом», но отказались говорить о деньгах. ДВФУ и РЭУ не ответили на запрос РБК.

Деньги на просвещение

Сотрудники двух университетов Москвы рассказали РБК, что инициатива по участию московских вузов в «Универсариуме» исходила от ректора Института русского языка им. Пушкина Маргариты Русецкой; до декабря 2013 года она была замдиректора московского департамента образования. По их словам, деньги на создание курсов для «Универсариума» брались из средств субсидии департамента образования Москвы на развитие центров технологической поддержки образования (ЦТПО). Департамент образования Москвы не ответил на запрос РБК в течение недели, но на его сайте есть документы, подтверждающие, что в 2014 году 19 вузов города получили 137,5 млн руб. на развитие ЦТПО — выходит примерно 7 млн руб. на вуз. На базе этих центров студентов и школьников должны обучать современным цифровым технологиям.

Русецкая рассказала РБК, что примерно треть от суммы субсидии на развитие ЦТПО вуз должен направить на разработку различных учебно-методических материалов для работы со школьниками, в том числе создание онлайн-курсов. «Никаких директив по выбору подрядчика учебным заведениям департамент образования не дает», — подчеркивает она. Гужеля тоже отрицает, что вузам выделялось целевое финансирование на сотрудничество с «Универсариумом»: «Мы выступали только консультантами в создании онлайн-курсов». В отчете департамента образования Москвы за 2014 год упомянута только «съемка четырехчасового обучающего фильма о деятельности ЦТПО в рамках проекта «Универсариум».

Еще одним источником дохода для «Универсариума» стала правительственная программа по продвижению русского языка, на которую в 2014 году выделили 1,25 млрд руб. Институт русского языка, который Русецкая возглавила в декабре 2013 года, является головным распорядителем правительственной программы по продвижению русского языка. «Совет по русскому языку при правительстве РФ поставил задачу разработать портал «Образование на русском», который бы продвигал не только обучение русскому языку, но и образование на русском языке в целом», — рассказывает Русецкая. Разработкой интернет-портала (он был открыт 1 сентября 2014 года), онлайн-курсов для него и электронной школы изучения русского языка как иностранного занялась компания «Унивеб» Александра Оганова, выигравшая в общей сложности шесть тендеров Института русского языка на общую сумму 345 млн руб. Часть этих денег досталась «Универсариуму», который работал на субподряде у «Унивеба». «У «Универсариума» одна из лучших экспертиз в России по созданию онлайн-курсов, — объясняет гендиректор «Унивеба» Александр Оганов. — Они сделали для нас 15 курсов по различной тематике». По словам Оганова, средняя цена каждого курса составила около 1,25 млн руб., то есть всего «Универсариум» мог заработать около 19 млн руб.

Перспективная экспертиза

Поиск по базе госзакупок показывает, что компании, связанные с «Универсариумом», не новички на тендерах: они получали и другие государственные заказы — от Мин­обрнауки и от Института русского языка. В сумме за 2011–2014 годы набегает порядка 300 млн руб.

Один из совладельцев «Универсариума» — СОК — является крупным подрядчиком Минобрнауки. В 2011 году, когда Гужеля занимал должность замдиректора департамента федеральных целевых программ и проектов Минобрнауки, компания СОК выиграла тендер министерства на «экспертно-аналитическое сопровождение реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы» на сумму 297 млн руб. Гужеля объясняет победу СОК тем, что эта компания имеет лучшую экспертизу на рынке. Совладелица СОК и «Курсариума» Петрова отрицает взаимосвязь между победой компании в конкурсе и должностью Гужели в тот момент. «Решение о выборе подрядчика принимала конкурсная комиссия», — напоминает она. Из документов конкурса следует, что председателем комиссии был Гужеля.

В июне 2014 года СОК выиграла тендер Института русского языка на «экспертно-ана­литическое сопровождение реализации мероприятий по поддержке русского языка и образования на русском языке» на сумму 31,85 млн руб. Русецкая объясняет победу СОК тем, что заявка компании набрала большее количество баллов в этом конкурсе.

Наконец, и сам «Курсариум» еще до запуска «Универсариума», в ноябре 2013 года, выиграл тендер Мин­обрнауки на проведение «экспертизы распределенных региональных и отраслевых кластеров, ориентированных на подготовку кадров с использованием возможностей электронного обучения». Сумма тендера составила 16 млн руб. Гужеля отрицает, что при создании «Универсариума» использовались госденьги.

В 2014 году «Курсариум» победил в двух тендерах Минобрнауки на создание семи курсов для повышения квалификации сотрудников дошкольных учреждений (логопедов, методистов, музруководителей, физруков и пр.) на общую сумму 21,3 млн руб.

В ближайшем будущем государство готово вкладывать в дистанционное образование, которым занимается «Универсариум», и большие деньги. Департамент образования Москвы намерен потратить только в 2015 году 55,1 млн руб. «на продвижение русского языка», часть этих средств должна пойти на создание онлайн-курсов. Еще большие суммы заложены в федеральную целевую программу «Русский язык» на 2016–2020 годы, только из федерального бюджета — 6,8 млрд руб. Треть этой суммы, если ориентироваться на концепцию программы, может быть потрачена на создание онлайн-курсов.

Источник: РБК-daily